Ниндзюцу («искусство скрытности») — японское боевое искусство.
Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IХ—ХII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.
Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу, связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.
Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.
Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.
В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.
Согласно легендам, это были отважные, закалённые люди, прошедшие еще с детства подготовку в очень сложном искусстве ниндзюцу, которое включало в себя очень много умений. Ниндзя должен был прежде всего владеть любым оружием, обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать местную медицину, траволечение и иглоукалывание. Они могли долго находиться под водой, дыша через соломину, лазать по скалам, ориентироваться на местности, тренировать слух, зрительную память, лучше видеть в темноте, обладать тонким обонянием и многое другое. Тренировать ниндзя начинали с детства. Первое, чему его учили, это — переносить удары. Для этого люльку с ребенком, из которого должен был вырасти ниндзя, раскачивали так, что она ударялась о стену. В полгода его учили плавать, так, что он плавать начинал раньше, чем ходить. В два года он осваивал упражнения на быстроту реакции, чуть позже — упражнения на высоте на бревне. Отрабатывались также прыжки в высоту и в длину. Ниндзя владел 12 способами ходьбы, один из них — «прыжковый шаг», типа тройного прыжка, затем зигзагообразный шаг(змеиный) и т. д. Лет с 4-5 и мальчиков и девочек начинали обучать борьбе дзю-дзюцу. Слух доводился до такого совершенства, что ниндзя различал по голосу многих птиц в лесу, угадывал в общем хоре условный сигнал партнера, и даже разбирался в языках насекомых и пресмыкающихся. Особо легендарным было искусство хождения по потолку. Потолки в японских домах украшались множеством балок и стропил, в которые можно было упираться руками и продвигаться. Есть легенда, что ниндзя могли летать. Секрет в том, что для этого использовались воздушные змеи.
Инициация проводилась, как и в самурайских семьях, в 15 лет. Тогда юноши и девушки переходили к изучению дзэн-буддизма и сянь-даосизма. Есть предположение, что происхождением своим ниндзя связаны с ямабуси.
Политически ниндзя были вне системы феодальных отношений, они имели свою структуру. Деревни ниндзя были разбросаны по всей стране, но основное средоточие их — лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кога. Иногда кланы ниндзя пополнялись самураями, потерявшими своих покровителей (т. н. ронинами). К 17 в. насчитывалось 70 кланов ниндзя. Самыми могущественными были Ига-рю и Кога-рю. Формирование сословия ниндзя шло параллельно со становлением сословия самураев, но так как последние в силу своей власти стали господствующим классом, то ниндзя никогда не представляли какой-либо значительной военной и политической силы. Они оставались людьми низшего сорта и вне закона. Однако, «демоны ночи», как их называли, наводили ужас на самураев и князей.
Самураю кодекс не позволял наносить удары исподтишка, у ниндзя же таких кодексов не было (имелся, впрочем, свой особый кодекс, накладывающий на их действия и общее поведение определенные требования и запреты), поэтому и боялись их хитрых, коварных, «дьявольских» приемов. Оружием у ниндзя мог быть любой предмет: палка, шарик, брошенный под ноги, серп, нун-тяку, то есть крестьянский цеп, отравленная игла. Если самурайский меч действовал всегда напрямую, то серп выскакивал непременно откуда-то сбоку. Меч ниндзя — «ниндзя-то», прямая катана с квадратной пластинкой на рукоятке, где можно было хранить сюрикены — является мифом, изобретенным испанскими изготовителями памятного оружия в 20 веке[источник?]. Прямое оружие имеет ряд недостатков по сравнению с изогнутыми клинками, кроме того, прямой клинок при обнаружении вызывал много вопросов своей необычностью для Японии[источник?]. Популярным видом метательного оружия ниндзя был сюрикен — заточенная металлическая звездочка. Рукопашным боем ниндзя являлся один из вариантов дзю-дзюцу. Если один из них попадался в руки стражи, то допрашивали его беспощадно.
Ниндзя никогда не убивали крестьян, так как те могли им всегда помочь. Самурай, хозяин крестьянина, мог за неповиновение отрубить ему голову. Ниндзя мог наняться на службу к самураю, но чаще всего это были защитники крестьян.
В замок, куда не мог пробраться могучий воин, легко могла войти красивая женщина. История знает много случаев, когда ледяное сердце воина растапливала смазливая мордашка, улыбка, кивок головы или пожатье руки красавицы. Ниндзя учли эту особенность мужской психологии и канонизировали искусство использования женщин-шпионов - куноити-но дзюцу.
Основным в подготовке женщин-ниндзя, или куноити, было умение манипулировать мужчинами, использовать их слабости в свою пользу. Глубокое знание психологии, актерский талант, тонкая интуиция - вот главное оружие куноити. Однако это совсем не значит, что шпионка не могла использовать и более примитивные, физические приемы. На деле куноити осваивали почти ту же программу, что и агенты-мужчины, только упор делался на самые простые и эффективные приемы, не требовавшие большой физической силы. Куноити учились поражать уязвимые точки противника своими пальцами, впиваться специально отращенными и укрепленными ногтями в горло и глаза. Нередко они применяли скрытые лезвия, декоративные заостренные заколки, украшавшие прическу, сексуальные игрушки или музыкальные инструменты, которые при необходимости превращались в смертоносное оружие.
Традиционно различались симма-куноити и карима-куноити. Симма-куноити были членами организации ниндзя. С самого детства они готовились к карьере шпионки под руководством специального наставника и руководителя кантокуся. Кантокуся стремился создать у подопечной впечатление, что она - его единственная ученица, и старался привязать ее к себе, вселив в ее сердце любовь к себе. Это делалось для предохранения от провалов, ведь куноити со своей тонкой организацией психики, высокой чувствительностью и эмоциональностью легко сама могла влюбиться в того, за кем должна была шпионить. В этом случае кантокуся должен был быстро ее ликвидировать, чтобы обезопасить организацию. Впрочем эффективность контроля за куионти, по-видимому, была невысока, и в целом женщинам ниндзя не доверяли. Так, среди нескольких сотен уловок, описанных в "Бансэнсюкай", только одна (!) строится на использовании куноити.
Иногда, для решения разведывательных задач, могли "привлекаться" (за немалое вознаграждение) и "дамы" со стороны - гейши, танцовщицы, проститутки и даже аристократки. Таких агентов называли "карима-куноити". Подбирали их из женщин, которые уже имели доступ к объекту наблюдения.
Следующая легенда является прекрасной иллюстрацией действий куноити. Группа ниндзя получила приказ умертвить враждебного своему господину князя. Однако сделать это было крайне трудно, так как замок его славился своей неприступностью, а сам князь был чрезвычайно осторожен. Тогда было решено прибегнуть к помощи куноити. Для этой цели была выбрана умная и симпатичная шпионка по имени "Умэ" - "Слива". Вскоре ей удалось проникнуть в замок в качестве горничной супруги князя и войти к ней в доверие. И теперь госпожа ни на минуту не расставалась со своей милой "Умэ".
Однажды Умэ почтительно обратилась к своей госпоже:
- Дома у меня остался сундук с вещами, и, поскольку я очень стеснена в сменной одежде, нельзя ли мне ненадолго вернуться домой, чтобы забрать свою одежду? Прошу Вашего позволения, госпожа.
Так как с такой просьбой обратилась сама "милая Умэ", госпожа без колебаний дала свое согласие:
- Да, действительно, это должно быть, большое неудобство. Как плохо, что я этого не заметила. Поезжай домой, только возвращайся поскорее!
Так Умэ, попрощавшись с подружками и знакомыми охранниками "отправилась домой", где ее ждал большой сундук с двойным дном. Согласно указаниям предводителя ниндзя, в ящик забрался один лазутчик, которого сверху забросали кучей одеяний (такой способ маскировки назывался "какурэмино" - "плащ-невидимка"). И через некоторое время Умэ в сопровождении двух носильщиков с ящиком в руках уже стояла у ворот замка и приветливо здоровалась со стражниками.
Стража не стала осматривать багаж любимой служанки жены князя, и ниндзя, спрятавшийся в сундуке, благополучно проник в замок. А еще через несколько дней князь был найден в своей спальне мертвым.

Снаряжение ниндзя.
Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку, детали синоби-сёдзоку: уваги (куртка) и додзимэ (пояс), ига-бакама (штаны), дзукин (маска), тэкко (накладки на руки), кяхан или асимаки (ножные обмотки), таби (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи (сандали) и уваппари (верхняя куртка) и нагабукуро («рюкзак» ниндзя).
Переменное одеяние — Кавари-гомоно.
Амигаса — соломенная шляпа.
Доспехи:
Кусари-катабира (кольчужный доспех)
Татами-гусоку (типы Кико и Куратагину) — легкий доспех.
Щиты:
Тэцу-но камэ
Нэрукава-ита
Оружие ниндзя:
Огнестрельное оружие Каки
Фитильные (хинава-тэппо)
Кремневые (хиути исидзю)
Духовые (кукидзю)
Вакидзаси-тэппо (ружье, замаскированное под меч Вакидзаси)
Ядатэ-тэппо (ружье, замаскированное под футляр для кисти)
Кисэру-тэппо (ружье, замаскированное под курительную трубку)
Пушка
Мокухо («деревянная пушка»)
Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)
Зажигательные средства
Огненные стрелы Хия
Бохия — огненная палка
Утихия — метательная зажигательная стрела
Хидакэ — огненный бамбук
Хисякэн («огненный сякэн»)
Отравляющие средства:
Моппан
Фуё-но ооги
Нэмуриби
Кусагамэ
Запалы и фитили:
Хокути, Хинава, Хиноки-Хинава, Такэ-хинава, Гудзин-хинава, Амэ-синоги-хинава, Амэ-хинава, Мидзу-хинава.
Мечи, копья, секиры, ножи
Ниндзя-то, Синоби-гатана — меч ниндзя
Танто — нож
Конагината — короткая нагината
Сибаки-яри — копье
Камаяри — копье-серп
Оно — секира
Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы).
Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп.
Боевые шесты и дубинки:
Дзе, Сякудзе, Рокудзе, Сюмонкудзуэ, Бо, Ханбо, Косикирибо, Мимикирибо и т. д.
Верёвки и цепи:
Мусубинава — веревка с грузиком
Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): Кусари-фундо, Тама-гусари,Содэ-гусари, Кусари-дзюттэ, Рё-бундо и т. д.
Метательные бомбы и гранаты
Метательное оружие:
Ханкю (половинный лук) и Юмия (стрелы)
Фукия (Фукибари) — стрельба отравленными стрелами из духового «ружья»
Сюрикэны (метательные «звёзды» ниндзя)
Сякэн («звездочка»), типы: Санко, Дзюдзи, Роппо, Хаппо, Мандзи, Нагарэ-мандзи, Тэккан и т. д.
Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы? Босугата, Тантогата, Кугигата, Хэйтёгата, Харигата, Хасидзё, Кусабигата и т. д.
Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжелым наконечником, напоминает стрелку для Дартс, но большего размера).
Цубутэ, Арарэ, Мэцубуси.