Классовая структура эпохи Токугава выражалась формулой «си – но – ко – сё». «Си» – было представлено самурайством (военным сословием), «но» – крестьянством, «ко» – ремесленниками, «сё» – торговцами. Все четыре сословия вместе назывались «симин». Переход из одного сословия в другое практически был невозможен, за исключением случаев усыновления.
На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый Император, тэнно, что в переводе означает «небесный хозяин». Согласно легенде, императоры Японии являются прямыми потомками богини солнца Аматэрасу. При Сёгунате Токугава Осахито, Император Комэй, 121-й правитель в истории Японии,  имел формальную власть и исполнял преимущественно религиозно-церемониальные функции. Резиденция Императора располагалась в старой столице Киото. 
Непосредственно за Императором следовала родовая знать – «кугэ». Аристократы при Сёгунате не имели собственной земли, но получали содержание от Сёгуна, военного правителя, обладавшего действительной властью. По этой же причине знать не имела политической власти и способности к действиям.
Самураи, или военное сословие, в эпоху Токугава фактически являлось высшим сословием. Они находились на верхней ступени социальной иерархии, считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. Отсюда поговорка: «Среди цветов - сакура, среди людей – самурай».
Почётное и наследственное звание самурая позволяло ему иметь фамилию, носить два меча (речь идёт о длинных мечах) и одежду своего сословия. Сёгунское правительство не разрешало самураям заниматься торговлей, ремеслом и ростовщичеством, считавшимися постыдными занятиями для благородного человека, а также освобождало их от уплаты налогов.
Служба самураев была разнообразной; от часовых на посту у ворот замка до главного советника у даймё. Если самурай получал доход с земли, которой сам владел, то ему приходилось заниматься и земледелием. Кроме того, самураи обязательно посещали официальные мероприятия.
Сословие воинов формально считалось единым. Тем не менее, чёткое иерархическое разделение в среде военного дворянства присутствовало.
Даймё. Военные феодалы и землевладельцы, элита среди самураев. Князья возглавляли провинции, или ханы. Правление даймё было жестко регламентировано и строго контролировалось администрацией Токугава. Большинство даймё имели замки, вокруг которых постепенно вырастали города.
Экономическое благосостояние и мощь японских даймё определялась величиной их земельных владений, которые были постоянно закреплены за даймё, и кокудака – размером урожая риса, самого важного продукта обмена в Японии того времени, получаемого с земельного участка или со всего княжества. Сёгун – военный правитель Японии – официально считался одним из даймё, только самым богатым и влиятельным.
Все крупные даймё были разделены на три группы в зависимости от их прежнего (до 1603 года) отношения к дому Токугава. В высшую группу даймё входили так называемые госанкэ – семьи, родственные дому Токугава (например, род Мацудайра, даймё хана Айдзу). Во вторую группу – фудай-даймё – князья, находившиеся в вассальных отношениях к Сёгуну и поддержавшие его во время борьбы за власть; в третью – тодзама-даймё, т.е. даймё, которые были враждебны дому Токугава.
Тодзама-даймё относились к группе феодалов, земли которых нередко конфисковались и передавались сторонникам Токугава или рассредоточивались между владениями фудай-даймё с целью предотвратить заговоры или создание группировок, могущих причинить вред правительству. С этой целью были введены институт заложничества (санкин-кодай). Он предусматривал, что даймё после годичного пребывания в своём поместье должны были год жить в Эдо и держать там свою семью в качестве заложников; положение о выдаче ссуд для удержания даймё в финансовой зависимости; закрытие страны во избежание внешних стимулов волнений и т.д.
Буси. Рядовые самураи, вассалы даймё, не имевшие, как правило, земельных владений. За несение службы они получали от даймё паёк рисом. Этим пайком самураи удовлетворяли собственные и семейные нужды, начиная от одежды и пищи и кончая предметами роскоши (например, золотой оправой оружия, передававшейся по наследству, и т.д.). От цен на рис зависело благополучие буси и соответственно крестьянства, основного производителя и поставщика продукта. Землю (та) от даймё получала очень незначительная часть самураев - старшие самураи, которые управляли определённой частью земель даймё. Такие самураи являлись главными вассалами князя – кунигаро.   
Ронины, или роси. Самураи, утратившие место в своём клане (хан). Они покидали своего князя по его принуждению (в случае разрыва договора между господином и слугой, что бывало крайне редко) или же добровольно (например, для совершения кровной мести, после исполнения которой могли вернуться к своему хозяину). Многие ронины, лишённые средств к существованию, искали нового покровителя или становились на путь грабежа и разбоя, объединяясь в банды и терроризируя жителей мелких деревень, путников на дорогах. Среди ронинов вербовались также наёмные убийцы.
В классификации военных феодалов существовала также градация по степени вассальной зависимости от Токугава. Хатамото и гокэнин – прямые вассалы Сёгуна. Деление в основном проводилось по уровню дохода. Ранг хатамото можно было получить за высокие заслуги в каком-либо деле. Чиновничий аппарат среднего уровня формировался именно из хатамото, поэтому получить этот ранг было не только почетно, но и выгодно. Хатамото, в отличие от гокэнин, обладали большими привилегиями. Они имели право личных аудиенций у Сёгуна. При представлении министрам Сёгуна (родзю) входили в помещение непосредственно с главного входа. Во время встречи с процессией госанкэ поворачивались к ней спиной, делая вид, что не видят её, тогда как гокэнин обязаны были припадать к земле сразу же, увидев копьеносцев торжественного шествия. Могли ездить верхом, даже в Эдо, что прочим не разрешалось. Как и хатамото, гокэнин предписывалось постоянно находиться в Эдо и его окрестностях и нести караульную службу. В самом низу иерархии вассалов Сёгуна находились рядовые воины асигару, получавшие от Сёгуна жалование.
Вассальными отношениями зависимости были связаны и даймё, пойти против которых означало совершить тягчайшее, согласно самурайской этике, преступление.
Непрямые вассалы (байсин) Сёгуна были вассалами даймё и в иерархической структуре располагались значительно ниже хатамото и гокэнин.
За самураями в иерархической системе следовали крестьяне, в основном зависимые. Земледелие, по конфуцианской этике, считалось благородным занятием ещё в древнем Китае. Это положение осталось неизменным и в Японии. К тому же крестьянство для бакуфу и кланов по существу являлось основным источником средств (в первую очередь риса - всеобщего денежного эквивалента). В связи с этим крестьяне особо выделялись самурайством среди простонародья и занимали как бы привилегированное положение среди низших сословий. Крестьяне объединялись в общины, имевшие порой большую самостоятельность. По указу 1643 года крестьянам (даже зажиточным) было запрещено носить шёлковое платье, предписывалось ограниченное потребление риса, для защиты надлежало пользоваться сельскохозяйственными орудиями.
Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие большей частью в городах и объединявшиеся в цехи.
За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии. Занятие торговлей в японском обществе той эпохи считалась презренным занятием, однако, именно благодаря торговцам в Японии попадали заморские товары, составлявшие в основном предметы роскоши. 
Горожанам разрешалось носить короткий меч для самообороны. Иногда некоторые горожане или группы людей,
не принадлежавшие к сословию самураев, после выполнения специальных поручений награждались правом носить два меча - «большой и маленький», как их называли.
Синтоистские священники и буддийские монахи хотя и не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев. Деятельность их строго контролировалось правительством во избежание беспорядков и волнений.
Врачи и ученые также не выделялись в отдельное сословие, но отношение к ним было уважительное, а занятия их считались почтенными.
Замыкали социальный ряд феодального общества две категории населения: нищие («хинин» – «не человек») и «эта» – парии (отверженные). Последние исполняли самые грязные и постыдные, по мнению самураев, работы, связанные с выработкой кожи и кожевенным производством, уборкой нечистот. К низшим слоям населения относились также ниндзя, гейши, отшельники, бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др. Однако отношение к тем или иным всё же варьировалось в зависимости от рода деятельности. Гейши и актеры, например, пользовались популярностью и определенным уважением.

Рекомендуем также прочитать:
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&a … mp;pid=441